Учням

Знание может быть лишь у того,
У кого есть вопросы.

                                                   Ханс Георг Гадамер

Правила безопасного поведения

Один дома
Безопасное поведение в интернете
Внимание!Пожар!
Режим дня. Личная гигиена



Памятки для успешной учебы

Как написать сочинение
Сочинение - эссе
Как написать доклад
Реферат
Отзыв
Рецензия
Изложение
Как составить план
Схема работы с лирическим произведением
Темы лирических произведений
Анализ лирического произведения
Работа над сочинением.Оценочные слова и речевые клише
Рассказ о герое
Характеристика эпического произведения
Собственный комментарий к сонету
                       
                      Памятка "Работа с тетрадью"
Ты когда-нибудь задумывался, для чего нужна тетрадь? В ней ученики выполняют классные и домашние задания; фиксируют самое важное по теме урока; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки, и т. д.
Замечательные слова написал один ученик: "Люби тетрадь, и она тебе поможет".
Красиво оформленная, аккуратная тетрадь будет твоим помощником на уроке и дома, просматривая ее, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать.
Может, тебе пригодятся советы по оформлению, ведению и использованию тетради?
1. Оформление тетради:
оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку), аккуратно подпиши ее;
записи делай синей ручкой;
оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
2. Ведение тетради:
выполняй все работы (в том числе рисунки, схемы)аккуратно;
не рисуй и не записывай в тетради лишней информации, не касающейся темы урока;
не мни и не пачкай тетрадь; не стирай ластиком записи, сделанные ручкой;
пиши аккуратно, разборчиво;
записывай правила и все самое важное по теме урока.
3. Умей проверять и исправлять ошибки:
проверяй работу от начала к концу и наоборот; каждое слово прочитай по слогам;
если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно исправь карандашом;
делай работу над ошибками (анализ ошибок);
если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
подумай, а потом пиши.
Памятка "Как учить стихотворения"
1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно в тебе пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.
3. Прочитай стихотворение еще 2 – 3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
4. Обрати внимание на те строчки стихотворения, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.
5. Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т. д.
6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней
работы.
7. Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1– 2 раза родителям или друзьям.
8. Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.
Памятка "Как работать над рефератом"
1. Работа над рефератом начинается с выбора темы. Задай себе следующие вопросы:
Действительно ли мне это интересно?
 Какую практическую пользу мне принесет данная работа (кроме положительной оценки)?
Если тема тебя действительно интересует, ты хорошо понимаешь значимость для тебя данной работы, сообщи о своем выборе учителю.
2. Теперь тебе предстоит четко сформулировать цель работы.
3. Следующий очень важный этап работы над рефератом – составление плана, в котором будут определены все его части, включая вводную и заключительную.
4. Теперь необходимо начать сбор информации. Первым делом нужно посоветоваться с учителем, где и какую информацию по выбранной теме можно получить. Учитель поможет тебе составить ориентировочный список литературы для работы над рефератом.
5. Покажи список родителям: возможно, какие-то книги и материалы есть у вас дома. Но в любом случае тебе необходимо будет отправиться в библиотеку и медиатеку.
6. Когда у тебя будет собрана вся необходимая для составления реферата информация, приступай к ее изучению. Хорошо, если ты уже умеешь пользоваться компьютером (иначе тебе понадобится черновик). Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных источников, заноси их в компьютер или записывай в черновик.
7. Систематизируй полученную информацию в соответствии с ранее составленным планом, делая собственные выводы и заключения по каждому разделу (параграфу, части) твоей работы.
8. В заключительной части тебе необходимо обобщить все вышесказанное, вернувшись к цели работы.
9. Как оформить реферат, подробно расскажет учитель, мы дадим лишь несколько общих рекомендаций:
титульный лист должен содержать название реферата, фамилию и имя ученика, класс, номер школы, учебный год;
работу желательно сделать на компьютере и распечатать;
введение, разделы (параграфы) и заключение должны быть выделены (заголовками, красной строкой, полужирным шрифтом и т. д.);
если ты хочешь проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и т. д., помести их в конце в виде пронумерованных приложений (в тексте, в соответствующем месте, в скобках укажи номер приложения);
в конце работы не забудь поместить список используемой литературы. По каждому источнику, использованному при подготовке реферата, укажи Ф. И. О. автора, название книги, издательство, год издания.
Памятка "Секреты успеха на уроке"
1. Подготовь все необходимое для урока до звонка, положи на парту.
2. Не отвлекайся: сосредоточившись на задании, ты лучше его поймешь.
3. Не выкрикивай с места, поднимай руку.
4. Не разговаривай с соседом по парте.
5. Не надейся списать, рассчитывай на себя.
6. Подготавливай свой ответ.
7. Соблюдай правила этикета.
8. Сиди ровно, не вертись.
9. Выключай мобильный телефон.
Памятка "Как писать сочинение"
Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы, как написание сочинения, необходимо хорошо подготовиться: выбрать тему, продумать план.
Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.
1. Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
2. План сочинения должен включать в себя 3 пункта:
вступление, основную часть и заключение.
3. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
4. Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, знай, что эпиграф – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
5. Чтобы подтвердить свои мысли, используй цитаты – дословные выдержки из текста.
6. Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение - размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!
7. Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем.
Памятка "Работа с книгой"
(работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению)
1. Выбери в книге материал по нужной тебе теме.
2. Прочитай внимательно текст.
3. Постарайся одним предложением сформулировать основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: "О чем этот текст?".
4. Придумай название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.
5. Прочитай текст второй раз и составь его краткий план.
6. Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом
7. Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть.
Выпиши их. Произнеси вслух не менее трех раз. Постарайся через некоторое время воспроизвести выученное устно и письменно.
8. Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь и восстановив по памяти план на черновике.

Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовиться к изложению. Не стремись заучивать факты наизусть: содержание прочитанного тебе следует передать своими словами.

 Работа над ошибками

 Памятка по русскому языку
1.Пропуск или замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: ученик, звонок.
2.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например:  Падают жёлтые листья.Пришла золотая осень.
3.Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
 Например: ОСИ – НА.
4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
 *Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
 Например: дочка, речка, мощный.
5.Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно.  Подчеркни орфограмму.
Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, роща, туча.
6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни  гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши  в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.
Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

8.Правописание предлога со словами (пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.
Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.
9.Правописание приставки со словами.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, поехал.
10.Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.
Например:  полетели, посмотрели, потянули.
11.Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши  ещё 2 слова с той же орфограммой.
Например: Илья, Петров, Волга, Краснодар.
12. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.
Например: ель, тень, коньки.
13.Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак  и гласную букву.
Например: Вьюга, листья.
 14.Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни  орфограмму.
Например: съезд, объём.
15.Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.
Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).
16. Непроизносимые согласные.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка – звёздный
17.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолёт.
18. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: груп-па, коллектив, масса..
19. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч ( м.р.),  шалаш,  товарищ.

                    Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
20. Не   с глаголом. (орфограмма - пробел)
Выпиши  глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
21.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
22. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

                   на полянке (на земле, 1 скл.)
23.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).
24. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например: у нас, ко мне, пред тобой.
25. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)
26.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?)

                   беречь (что делать?)
27. Правописание безударных личных окончаний глаголов.                                                
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного  и множественного числа.
Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

                   ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)
28. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
29. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»



Орфограммы в корне слова - причина самого большого количества ошибок в письменных работах. Что же делать?
Тебе нужно научиться:
  • находить корень слова;
  • правильно подбирать однокоренные слова;
  • знать корни с чередованием, которые нельзя проверить с помощью однокоренного слова.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
ПРАВИЛО
Однокоренннными словами называются слова, объединённые общим значением корня, от которого они образованы.
Например: безударную гласную в словах пол..теть, выл..ть, пол..тический, л..тература нельзя проверить одним и тем же словом, потому что эти слова имеют разное значение и корни у них разные. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать несколько близких по значению слов. Часть слова, которая сохраняется  в каждом из них, и будет корнем.


Пол..теть - летать, полёт, слёт, вылет - вылететь.
Выл..ть - полить, слить, слиток.
Пол..тический - политика, политик, политиканство.
Л..тература- литератор, литературный, литера.


Проверяемые ударением
Подобрать проверочное слово
удивить – дИво, примерять - примЕрка
Непроверяемые ударением
Проверить по словарю
помидор, желудок, ангина, костюм
Чередующиеся
Выучить корни, чтобы «узнавать» их
Применять условия выбора гласной


Комментариев нет:

Отправить комментарий